Фарфор первых лет октябрьской революции.

Авт. Н. В. Булочкин, Н. А. Ашарина.
В отделе керамики государственного ордена Ленина исторического музея собран богатейший материал, отражающий все важнейшие этапы развития русского керамического и стекольного производства.
Наиболее традиционной по характеру и ранней по времени является значительная коллекция изразцов, рассказывающая об эволюции изразечного искусства 16-18 вв.
Здесь нашли свое место «красные» рельефные изразцы 16 века, «муравленые» и пятицветные – 17 в., полихромные расписные 18 века.
Собрание музея – единственное в Советском Союзе, где наиболее полно и разнообразно представлена продукция первых керамических и стекольных заводов России, созданных по европейскому образцу. Здесь хранится стекло завода Юлия Койэта и Измайловского казенного завода 17 века, майолика завода Афанасия Гребенщикова 18 века и первые фарфоровые изделия, связанные с именем изобретателя русского фарфора Д.И. Виноградова.
Особенностью собрания музея является то. Что уникальные парадные сервизы, вазы кубки Императорских фарфорового и стекольного заводов 18-19 вв. соседствуют здесь с массовой посудой частных заводов. В отделе представлены образцы почти всех русских фарфоровых и стекольных заводов 18-19 вв.: фарфоровых – Гарднера, Попова, Батенина, Корниловых, Кузнецова, стекольных – Бахметьева, Орлова, Мальцевых и крестьянских заводов Гжельского керамического района.
Но подлинной жемчужиной собрания является коллекция народной керамики и стекла 18-19 вв. Уникальные по своей обширности и полноте коллекции Гжельской майолики и полуфаянса, керамики Скопина, русского гутного и расписного стекла не знают себе равных. Если в других музеях страны эти редчайшие произведения народных мастеров в лучшем случае исчисляются десятками, то в Историческом музее – сотнями.
Коллекции народной керамики Украины, республик Кавказа и Средней Азии знакомят с традициями керамического искусства у различных народов нашего многонационального государства.
История советского фарфора. Фаянса и стекла также нашла свое место в фондах Исторического музея. Открывает этот период небольшая, но достаточно выразительная коллекция советского агитационного фарфора 1918-1923 годов, дающая возможность ближе познакомиться с искусством первых лет советской власти и ощутить всю многогранность влияния Октябрьской революции на русское изобразительное искусство.
Советский агитационный фарфор – значительное и яркое явление в истории русского декоративно-прикладного искусства.
Рожденный Великим Октябрем, он стал художественным документом эпохи. Его политическое и эстетическое достоинства были настолько высоки, что не став еще в полном смысле историей, он был уже предметом изучения и собирательства.
Шел 1918 год. Кольцо интервенции все тесней сжималось вокруг молодой республики Советов, поднимала голову внутренняя контрреволюция, в стране царили голод и разруха. А В.И. Ленин в это время разрабатывает план монументальной пропаганды. Весной 1918 года был издан правительственный декрет о пропаганде идей революции силами монументального искусства. Согласно этому плану искусство должно было стать активной силой в создании нового социалистического общества, новой культуры. Вместо памятника эпохи царизма должны были возникнуть новые, посвященные революционерам, прогрессивным ученым и писателям. Но перед искусством стояли и более близкие и насущные задачи – пропагандировать идею революции. Художественные силы Москвы и Петрограда были призваны оформлять революционные празднества. Агитпоезда, плакаты, окна РОСТА. Был привлечен к агитационной работе и бывший Императорский фарфоровый завод, который 23 марта 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров передавался в ведение Наркомата просвещения. Уже в 1918 году завод выполнял государственный заказ. Первое скульптурное изображение вождя мирового пролетариата К. Маркса было выполнено в фарфоре В. В. Кузнецовым, который с 1914 года руководил скульптурным отделом завода. Трудность этой работы заключалась, во-первых, в новизне тематики и, во-вторых, в том, что приходилось работать исключительно по портретам и фотографиям. Новым в этих произведениях была только тематика, исполнение же было традиционным, и потому образы оказались неубедительными.
Новая тематика требовала новых средств выражения, и они были найдены. В том же 1918 году на должность художественного руководителя Государственного фарфорового завода был приглашен С. В. Чехонин, с именем которого и связано рождение советского агитационного фарфора. Широко известный до революции как книжный график и участник выставок «Мира искусства»,
С. В. Чехонин работал также в области керамики и эмали, был хорошо знаком с художественными промыслами. Он привлек в живописный цех при заводе талантливых художников. Несмотря на огромные трудности с сырьем и топливом, художественная жизнь завода не приостановилась. Художники расписывали так называемое «белье», т. е. фарфоровые изделия, сделанные еще до революции и оставшиеся нерасписанными.



















